Как F2P-игры используют мозг человека?
Вообще, заставить человека заплатить – главная цель любого бизнеса. И чтобы сопротивляться этому, нужно обладать достаточным самоконтролем. А кто устоит перед соблазном и откажется заплатить за дополнительные опции в любимой игре? Таких найдётся немного, ведь платные функции значительно облегчат игровой процесс: например, Mighty Eagle поможет легко завершить сложный уровень в Angry Birds.
Чтобы отказаться от заманчивого предложения, нужна действительно сильная воля, которую психологи считают быстро исчерпаемым (хотя и возобновимым) ресурсом. К примеру, когда человек играет в Skyrim, ему тяжело взвешивать решения и контролировать себя в разгар боя.
В интересной статье, опубликованной в прошлом году журналом “Consumer psychology” («Психология потребителя» – прим.), это было очень наглядно продемонстрировано с помощью функциональной МРТ. Учёные, фиксируя изменения кровотока, показали активность головного мозга играющего человека.
В исследованиях университета штата Айовы отмечается, что в передней части поясной извилины коры головного мозга, которая распознаёт ситуации, возможно требующие самоконтроля, не наблюдается каких-либо важных сигналов. В префронтальной же коре, отвечающей как раз за волю и самоконтроль, они наблюдаются, но появляются только на ограниченный промежуток времени. Поэтому мысль «Мне нужно прекратить тратить время на глупости и заняться чем-то полезным!» постепенно теряет свою важность – как раз этот процесс исследователи и показывают на томограммах.
В ходе игры перед игроком возникают небольшие трудности, и раз за разом игра предлагает их решение за маленькую плату, вскоре превращая её в солидные выплаты. Это действительно работает, потому как «истощение эго» – научно обоснованное явление – заставляет игрока всё время совершать необдуманные поступки.
Ученые университета Миннесоты провели свое исследование, заставив участников проверить свою волю, последовательно игнорируя предложения, возникающие на экране. А затем испытуемым было предложено потратить 10 долларов (их плату за участие в исследовании) в магазине той же игры. Те, кто, играя, испытал «истощение эго», поддавались искушению и тратили денег больше, чем заработали.
Всё это показывает, почему бесплатные игры, которые предлагают покупку читов или дополнительных опций, настолько успешно заставляют людей платить.