Почему мы тратим деньги на бесплатные игры?
Американские психологи попробовали разобраться в причинах экономического успеха создателей бесплатных игр на примере самой крупной из них – League of Legends. Что заставляет пользователей вкладывать свои деньги в игру, в которую можно играть совершенно бесплатно? Ответ лежит в глубинах человеческой психологии.
Первая причина – психологический закон взаимности, который побуждает человека платить добром за добро. Этот закон наглядно проявился в исследовании Корнельского университета, известном как «Кока-Кола тест». Людям предлагали поучаствовать в исследовании, суть которого не раскрывалась, и пока они ожидали своей очереди, исследователь под видом другого участника уходил в другую комнату и возвращался с двумя бутылками Кока-Колы. Он говорил, что организаторы разрешили взять бутылку, и он захватил вторую для своего соседа. В конце дня участник, приносивший колу, начинал продавать лотерейные билеты, объясняя, что чем больше он продаст, тем больше денег сумеет собрать. Подсознательно люди, получившие бесплатную колу, были расположены к нему и тратили больше денег на лотерейные билеты, чем контрольная группа, которую не угощали колой. При этом на билеты тратили больше, чем стоимость колы, ведь покупкой билета человек хотел показать свое доброе отношение к тому, кто угощал его колой. Конечно, игра – не то же самое, что другой человек, но когда мы проводим за игрой десятки и даже сотни часов, закон взаимности тоже начинает действовать.
В правильной модели бесплатной игры вложение денег не дает вам преимуществ перед другими игроками. Но в League of Legends, например, вы можете покупать образы для своего персонажа. И люди это делают, причем многие! Глупо, да? Вовсе нет, если вы преследуете цель демонстративного потребления. Суть этого явления в том, что вы покупаете дорогие вещи, не относящиеся к жизненно необходимым, чтобы продемонстрировать окружающим свой статус. Эту закономерность еще в XIX веке заметил экономист и социолог Т. Веблен, наблюдая за поведением людей после второй промышленной революции. Теперь то же самое происходит в игре: люди видят ваш дорогой персонаж, это пробуждает в них зависть, и они тоже увеличивают потребление.
И наконец, действует «эффект простого нахождения в поле зрения». Чтобы оплатить какую-то покупку в игре, как правило, нужно использовать специальную игровую валюту. Для начала человеку составляет трудность переводить игровую валюту в настоящие деньги. Обычные деньги – постоянно находящиеся у нас в поле зрения – для нас подсознательно более ценны, чем другая валюта. Этим, кстати, объясняется тот факт, что в заграничных поездках люди тратят гораздо больше денег, чем дома. А с игровой валютой человек расстается с еще большей легкостью!
Так что те деньги, которые вы истратили на League of Legends, истрачены не просто так. Всему причиной закон взаимности, престижное потребление и эффект простого нахождения в поле зрения!